АйТи-Трейд

Как избежать ошибок при расчете взносов ИП на УСН «Д-Р»

По окончании годового налогового периода все ИП, а также организации, которые находятся на УСН «Доходы минус расходы», обязаны уплатить в бюджет два вида обязательных взносов:

  • Стандартный налог, который рассчитывается по формуле (доходы – расходы) х 15% (или иная дифференцированная ставка, определяемая законодательством в зависимости от региона);
  • Минимальный налог, где (доходы) х 1%.
По итогам расчета перечисляется именно та сумма, которая больше. При этом стандартный налог не может быть меньше минимального. Дополнительно плательщик имеет право включить разницу между стандартным и минимальным налогом в расходы будущих периодов по итогам каждого отчетного года.

Именно по этой причине расчеты с бюджетом осуществляются по факту определения налоговой базы и уже после закрытия налогового периода, в течение года ничего платить не нужно. Закон не запрещает вносить авансовые платежи, обычно это делается до 25 апреля, 25 июля и 25 октября соответственно. Если ИП или организация делали это в течение года, то итоговая сумма взносов будет уменьшена на эту сумму.

Важно помнить, что любое движение денег должно в обязательном порядке отражаться в Книге учета доходов и расходов, так как именно по записям оттуда рассчитывается налоговая база. Все статьи и типы взносов/списания регламентируются статьями 346.15, 346.16, 346.17 НК РФ.
На первый взгляд все предельно просто. Но есть масса тонкостей, не учтя которые можно неправильно определить итоговую сумму взносов. По этой же причине они могут быть не зачтены налоговой при подаче отчетности.

Конкретный пример — история одной супружеской пары. Она, потратив всего 300 рублей, смогла самостоятельно отсудить у инспекции 105 тысяч рублей, которые были ошибочно вменены в качестве налога и принудительно списаны с их счета.

Далее в нашей статье вы узнаете, какие документы необходимы для обращения в суд, и о сервисах, которые помогут избежать проблем подобного рода.

Истории из жизни

ИП, о которых пойдет речь, применяют УСН «Доходы минус расходы». Предприниматели рассчитали и оплатили в ФСН 1% с дохода свыше 300 тысяч не со всей суммы доходов, а с разницы между доходами и расходами. В результате этого налоговая инспекция прислала уведомление о недоплате и потребовала немедленно погасить образовавшуюся задолженность. Какое-то время спустя банк принудительно списал с предпринимателей всю недостающую сумму. Списание произошло прямо со счета ИП, без согласия и ведома, по требованию исполнительных органов.

Так как изначально расчет был правильный, а взыскание в бюджет неправомерным, индивидуальные предприниматели были не согласны с действиями ФНС. Они обратились в региональную налоговую инспекцию с просьбой пересмотреть размер суммы обязательных страховых взносов. Получив отказ, предприниматели обратились уже в арбитражный суд, собрав следующие документы:

  • свидетельство о государственной регистрации ИП (с учетом последних законодательных изменения необходимо использовать выписку из ЕГРИП);
  • копию обращения в региональную налоговую инспекцию и копию отказа в пересмотре суммы взносов;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины;
  • копию деклараций по УСН;
  • исковое заявление с указанием причин несогласия с произведенным расчетом страховых взносов;
  • специальное письменное пояснение по иску, включающее ссылки на нормативно-правовые акты.

По итогам рассмотрения дела суд удовлетворил заявление ИП и постановил возвратить на расчетный счет ту сумму, которая ранее была принудительно взыскана налоговой инспекцией. После окончания заседания сотрудники налоговой инспекции направили жалобу в апелляционный суд с требованием признать постановление арбитражного суда недействительным. В конечном итоге жалоба была отклонена, и решение арбитражного суда было оставлено без изменений. Теперь налоговая инспекция в ближайшее время должна вернуть 105 тысяч рублей на расчетный счет пострадавшей стороны.

Как избежать проблем?

На примере приведенного опыта можно убедиться в том, что даже без помощи юриста вполне реально выиграть суд с налоговой службой касательно возврата осуществленной переплаты по страховым взносам за прошлые годы. Чтобы максимально снизить риск возникновения различных конфликтных ситуаций с налоговой инспекцией, рекомендуется быть предельно внимательными в расчете налоговой базы. Ведь именно ее размер является основой для правильного взаимодействия с ФНС. Учить все федеральные законы наизусть –это весьма трудоемкий процесс, да и вести Книгу учета вручную не так-то просто. Помимо этого, в цепочке расчета взносов в бюджет есть множество этапов, на каждом из которых действительно очень легко допустить ошибку. Чтобы этого избежать, всегда можно воспользоваться автоматизированными сервисами бухгалтерского учета.

Одним из самых оптимальных по соотношению цена/качество/функционал является «Контур. Эльба», где все расчеты и процессы в системе осуществляются на основании действующих законов РФ.

«Контур. Эльба» в автоматическом режиме поможет:

  • осуществить интеграцию с банком, в том числе тогда, когда у вас есть активные счета сразу в нескольких организациях;
  • правильно разнести поступления и списания по статьям в соответствии с действующим законодательством;
  • соблюдать кассовую дисциплину;
  • видеть в режиме реального времени, сколько денег на счетах, так как синхронизация происходит каждые несколько минут или же принудительно, по команде пользователя;
  • определить налоговую базу и рассчитать сумму взносов в бюджет;
  • подготовить нормативные и платежные поручения, КУДир, кассовую книгу, а также декларации УСН, ЕНВД и ССЧ;
  • отправить всю необходимую отчетность в ПФР и ФНС без самостоятельного посещения инспекции;
  • получить выписки и справки по расчетам с бюджетом в любой необходимый пользователю момент;
  • напомнить, когда и что необходимо сделать с помощью функции «Налоговый календарь».